В 1904 году между станциями Званка и Войбокало исключительно из железнодорожных нужд был создан разъезд «Пупышьево» — так он значится на карте, вероятно, с ударением на втором слоге.
Пупышево — железнодорожная станция на ветке Санкт-Петербург — Волховстрой-1, деревня Кисельнинского сельского поселения Волховского района.
Пупышево — географический феномен, возникший на наших глазах. Три фактора способствовали зарождению второго по величине конгломерата садоводств в Ленинградской области:
- особенности так называемого Лужско-Волховского ландшафтного округа;
- железнодорожная активность начала XX века, и
- знаменитая в свое время Продовольственная программа КПСС.
В 1976 году в стране началось садоводческое движение и крупный садоводческий массив, получивший своё название от железнодорожной станции стал одним из его лидеров. Население которого в летнее время превышает 100 тысяч человек. К примеру, райцентр Волхов насчитывает лишь около 50 тысяч жителей.
По площади Пупышево обширнее Петергофа, Ораниенбаума или Гатчины. Точную численность пупышевского населения определить невозможно, поскольку она имеет пульсирующий, отчётливо сезонный и даже погодный характер. Подсчёту поддаются только номинальные землепользователи, члены садоводческих товариществ — их более 20 тысяч.
Пупышево очень похоже на Петербург некоторыми своими особенностями:
- во-первых, как и Северная Пальмира, оно возведено на болоте.
- во-вторых, все пупышевцы являются петербуржцами.
- в-третьих, градостроительная сетка селения образована улицами, пересекающимися под прямым углом — как на Васильевском острове.
Но есть и существенная разница. В отличие от Санкт-Петербурга, в Пупышеве нет не только Невы, но и вообще какой-либо природной водной артерии. Кроме того, все без исключения пупышевцы, в отличие от иных петербуржцев, — садоводы и огородники.
Массив располагается на севере Волховского плато, на кипуйских высотах. Это восточная оконечность древнего берега Балтийского моря, где сформировалось огромное верховое болото. С этого водораздела стекают две небольшие речки — Чаженка на юг и Елена на север. При такой заболоченности, ранее в данной местности мало кто селился.
Так эта местность и пустовала до начала XX столетия. Земля будущего садоводства относилась к Теребужскому погосту. Позже это — Новоладожский уезд Петербургской губернии. Население уезда считалось для России очень плотным. Впрочем, деревни и сёла теснились либо вдоль Волхова, либо вдоль Балтийско-Ладожского уступа от села Войбокало до Старой Ладоги в 10-20 километрах севернее будущего Пупышева.
Названия деревень очень красивы: Гнилки, Гнори, Пали, Лужа, Кути, Мурма (Нурма), Кипуя и другие. На берегу Ладожского озера располагалась Кобона. Всего в уезде к началу XX века было 18 тысяч крестьянских дворов с 67 тысячами крестьян. Помещиков насчитывалось 220 человек. В уезде было более 100 церквей и часовен, 4 монастыря, 30 кабаков.
Современники отмечали, что «сеть земских дорог, протяжением свыше 500 вёрст, едва поддерживается на ассигнования в 10 000 руб. просёлочные же — вовсе не проездимы».
Как правило, участки отводились в оврагах, на болотах и прочих неудобьях, и пупышевский случай — не исключение. Местные первопроходцы были подлинными корчагиными, работавшими по пояс в болоте. Садоводы-первопроходцы раскорчёвывали и осушали территорию, проложенные дороги были почти непроходимы для легкового автотранспорта.
Если верить экологической карте Ленинградской области, то здешние места совершенно свободны от загрязнений промышленными отходами.
Нынешнее Пупышево в плане имеет форму буквы «Г». Короткая её часть пролегла километров на пять вдоль железной дороги, первоначально к северу, а теперь и к югу, почти достигнув древней деревни Пурово и станции 101-й километр. Длинная сторона вытянулась не менее чем на шесть километров к северу, в сторону Мурманского шоссе, перекрывающего здесь древнюю Новгородскую дорогу.
Домики в основном небольшие, до 6х5 метров, расположенные на участках по 6 соток. Водоснабжение в основном осуществляется колодцами и скважинами. Появились продовольственные и строительные магазины, кафе и даже ресторанчики.
Расстояние от шоссе до садоводств — километров девять. До Волхова всего две остановки на электричке.
Мало кому известно, что Пупышево связано со многими страницами Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года, когда немецкие войска рвались к Волховстрою и Войбокало, чтобы замкнуть вокруг Ленинграда второе кольцо блокады и намертво сковать город в тисках голода, станция Пупышево оказалась вблизи переднего края обороны.

Еще в сентябре 1941 года более двухсот жителей Волховстроя и около трехсот колхозников окрестных деревень участвовали в строительстве автомобильной дороги от поселка Октябрьского (ныне он входит в состав города Волхова) до станции Пупышево. Протяженность этой дороги составила 22 километра, из них 6 километров было проложено по болоту.
Осенью 1941 года медсанбат 285-й дивизии находился возле станции Пупышево. Рядом с медсанбатом возникло госпитальное кладбище, на котором захоранивались умершие здесь бойцы. Поскольку бои под Войбокало были хоть и сравнительно недолгие, но очень жестокие, можно предположить, что пупышевская земля хранит немало останков бойцов Красной Армии.